Как не допустить ошибки при найме главного бухгалтера
Пошаговый чек-лист для владельца и руководителя компании
Сегодня я поделюсь с вами чек-листом
«Как нанимать главного бухгалтера» для малого бизнеса:

Часто, в малом бизнесе предпринимателям приходится самим нанимать главного бухгалтера, но как это сделать, если совсем не разбираетесь в финансах, как проверить того, кто будет владеть всей финансовой информацией и платить налоги за вашу компанию?

Думаю, большинство таких предпринимателей оценивают кандидата по личностным характеристикам, по опыту, указанному в резюме и просто спросив разбирается ли кандидат в 1С и есть ли опыт прохождения налоговых проверок.
Первый шаг
Первым делом следует обратить внимание на дату увольнения с предыдущих мест работы, так как, если бухгалтер не только профессионал, но и порядочный человек, то скорее всего он НЕ бросит компанию в период, когда необходимо сдавать отчетность, особенно годовую отчетность!

То есть, если бухгалтер уволился с предыдущих мест работы в Январе или в Феврале, то высока доля вероятности того, что он бросил компанию наедине со своими налоговыми проблемами и директору пришлось срочно придумывать как сдавать отчетность, как срочно найти нового бухгалтера и как выйти из этой ситуации.

Если есть такой риск, то нужно как минимум на собеседовании задать вопросы почему так произошло и была ли сдана отчетность перед уходом.
Второй шаг
Необходимо проверить профессиональные знания главного бухгалтера. На моей практике встречались кандидаты на должность бухгалтера, которые не знали даже основ ведения бух.учета, хотя и имели большой опыт работы. Для меня, конечно, остается большой тайной КАК они работали?!

Проверить профессиональные знания можно несколькими способами.

Самый лучший вариант, если кандидат имеет профессиональный сертификат, как минимум это должен быть САР (Сертифицированный бухгалтер-практик). Это 100% гарантия того, что кандидат владеет нужными знаниями.

Но если такого сертификата у него нет, то можно проверить его самостоятельно. Мы в таких случаях проводим простое тестирование. Если вы хотите получить пример теста, который мы даем на собеседовании главным бухгалтерам для проверки их профессиональных знаний, напишите на адрес: elenafetisova@eqoura.ru с темой письма «Найм главного бухгалтера».
Третий шаг
Проверяем знание налогового учета. Можно задать любой вопрос из налогового кодекса и оценить ответ:
  1. Если кандидат отвечает правильно – отлично!
  2. Если кандидат говорит: «Нужно посмотреть в налоговом кодексе» или точно не помнит, дайте ему 10 минут и Интернет-связь либо возможность сделать звонок для того, чтобы он нашел ответ. Если найдет – это хороший показатель, значит он может справиться с трудными задачами и найти решение самостоятельно.
  3. Если кандидат отвечает: «Не знаю» и даже не пытается воспользоваться возможностью найти ответ, то такой кандидат не способен справиться с задачей, которая хоть немного выходит из области его знаний.
Четвертый шаг
И самое важное, если кандидат устроил вас по всем предыдущим пунктам, не спешите его нанимать, отведите себе время на наведение справок: необходимо связаться с бывшими работодателями лично и узнать их рекомендации.

В случае найма главного бухгалтера рекомендации особенно важны.

Признайтесь, ведь мало кто из нас звонит бывшим работодателям кандидатов и собирает информацию о них?

Раньше я крайне редко звонила бывшим работодателем, после парочки неудачных случаев найма делаю теперь это постоянно. И мне тоже кстати, звонят не часто.

«Со мной такого не произойдет, я не ошибусь в найме» - мы же любим так думать. Сами понимаете, что происходит потом. Поверьте, пусть лучше поиск затянется, чем вы наймете недобросовестного сотрудника и ваша компания пострадает как минимум от потерянного на него времени. Помните про золотое правило - «Нанимай долго, увольняй быстро».
Пятый шаг
Допустим, вы наняли бухгалтера, но есть еще несколько важных пунктов «что необходимо сделать для организации бухгалтерии»:
  1. Разделение обязанностей: кассир и бухгалтер не должны быть в одном лице. Кассира контролирует бухгалтер, бухгалтера аудитор и т.д
  2. Регулярный Аудит бухгалтерии. Здесь 2 варианта: либо у вас работает внутренний аудитор, либо вы приглашаете сторонних аудиторов хотя бы раз в год;
  3. Внедрение Бюджетирования - этот инструмент усилит контроль расходов.
  4. И самый важный пункт: Чтение отчетов лично руководителем или собственником!
Желаю вам только порядочных, ответственных и профессиональных главных бухгалтеров!
Финансовый менеджер компании Equora, консультант по финансам.
Компетенции:
  • Аудит, моделирование и оптимизация бизнес-процессов,
  • Разработка и внедрение управленческого учета,
  • Построение системы бюджетирования.
Елена Фетисова
Made on
Tilda